Если бы "Эквусa" не было, его бы стоило придумать. Приблизительно такая мысль летает в голове даже после того, как ты посмотрел его два месяца назад. А во время показа думать крайне сложно. А сразу после просмотра тяжело ухватить в голове какую-то определённую мысль – слишком уж их много. Но давайте по порядку. Простите за вольный стиль, и за то, что рецензия больше похожа на пересказ, а не на порядочную рецензию. Немного о себе: в данный момент я живу в Англии в городе Оксфорд. Поэтому я не смог воспротивиться желанию посмотреть Рэдклиффа на сцене. Скажу сразу – дебют состоялся. Теперь даже ярые противники и ненавистники Рэдклиффа не смогут сказать, что он не актёр или актёр одной роли. Перейдём к описанию, либо (ввиду того, что никто из читателей её не видел) – к пересказу самой пьесы. Пьеса начинается бурно, быстро и неожиданно (не считая маленького предисловия, которое откроет также и второе действие). Главные герои – Дэн и Ричард. Юноша (Алан), принужденный к лечению у психолога, и сам психолог (Мартин). Дальше по важности идут: девушка Дэна – Джилл, мама и папа. И последний «слой» актёров – хозяин конюшни, судья, медсестра, конь Наггет и прохожий (о нём позднее). На протяжении почти трёх часов Алан потихоньку открывается врачу, их отношения становятся более дружественными – с того момента, когда Алан в ответ на все вопросы поёт рекламу Milkyway (что-то похожее на «Милкиуэй вдвойне вкусней....») до того, где он подсознательно входит в настолько тесный контакт, что рассказывает, что же произошло той ночью, когда он выколол глаза шести лошадям. Всё действие происходит в лечебнице с периодическими флешбэками, которые показывают всю жизнь Алана. Если попробовать коротко рассказать, почему Алан это сделал, и что его подтолкнуло к этому, то вот что получится: Алан с детства любил лошадей, но крайне религиозная мать и не верующий в бога отец в попытке перевоспитать за спиной друг у друга их сына, наносят ему одну за другой психологические травмы, доводят до того, что 17-летний юноша находит единственное наслаждение в лошадях. В фанатическом поклонении лошадям и их Богу Эквусу. Самобичевание и езда ночью голым на лошади до полного «опустошения» прилагаются. Алан - мальчик очень впечатлительный; и поэтому из первого контакта с лошадьми (в 6 лет) ему запомнились их глаза. Именно тогда его покатал на лошади незнакомец и Алан «устанавливает» контакт с лошадью – ему кажется, что лошадь говорит с ним. Говорит ему, что уздечка жмёт и стесняет её. Семена уже попавшие на хорошо воспитаную религиозную почву дали хороший урожай. И когда уже "потерянный" мальчик встречает девушку, старше и намного более искушённее, чем он, он влюбляется, притом взаимно. Джилл совращает (за неимением более подходящего слова) его и ведёт на конюшню. Алан неопытен, боится, и, в довершение всего, ему кажется, что лошади, на которых он катался голым, смотрят на него, и через их глаза на него смотрит Бог Эквус ( Equus - лошадь (лат.)). И он терпит фиаско в любовной сцене. Это наносит ему огромную рану на сердце, самолюбии мужчины, если хотите. Он в бешенстве грозится зарезать Джилл,пока она не убегает. Тогда он пытается вырваться из ямы поклонения лошадям, избавиться от своего порока, приказывает Богу Эквусу оставить его в покое. Он выкалывает глаза лошадям, чтобы Эквус больше не видел его. Финал. Ричард Гриффитс прозносит над изнемогающим из-за своего рассказа и пережитых заново эмоций телом Алана «речь, полную мудрости и смысла пьесы». Это - основная «красная» линия, проходящая через всю пьесу. Помимо неё, есть ещё много важных, но уже второстепенных линий: то, что Мартин понимает, что прожил жизнь, и у него никогда не было увлечения, страсти, подобной той, что испытал Алан. Он открыто завидует ему. Линия родителей Алана. И многие другие. Те, кто пришёл попялиться на голого Дэна, думаю, не были разочарованы: добрых 10 минут он скакал по сцене голым и почти что занялся сексом перед аудиторией. Но в момент, когда он раздевается, ты не думаешь об этом: ты всей душой сопереживаешь, сочувствуешь и ждёшь, чем это кончится. В тот момент, когда Рэдклифф в первый раз появляется на сцене, забываешь, что когда-то он ещё малышом играл маленького волшебника. Когда Ричард Гриффитс разговаривает с ним, ты просто погружаешься в мир, созданный этой пьесой. С самых первых минут действие завораживает, хватает твоё подсознание и не отпускает даже во время перерыва, и последующие два дня. И что приятно, – в зале было крайне мало поклонников Поттера, а много пожилой публики, которая искренне смеялась и стоя аплодировала в конце. Я, например, сидел рядом с пожилой дамой, которой искрене понравилась пьеса. Аплодисменты предназначались не Гарри Поттеру, а Дэниелу Рэдклиффу. Как я уже сказал, если бы "Эквуса" не было, его бы стоило придумать. Только ради этого. Музыка – хоть и абсолютно не отличалась разнообразием, но просто потрясающе передаёт общее настроение пьесы. Вовремя нагнаный дым и простое, но грамотное освечение, лаконичные декорации (четыре прямоугольных ящика – когда надо стул или кровать), и конюшни по кругу – всё идеально соответствует пьесе. Отдельной графой конечно идёт игра актёров. Снимаю шляпу. Некто не переигрывает и каждый идеально соответствует роли. Если Дэн сыграл в "ГП и ОФ" также мастерски как и тут, то нас ждёт Оскар, господа. Хоть у него и не было сверхдлинных диалогов, но зато было море настоящих чувств – страх, страсть, желание, гнев и радость. Полный "набор" для ГП. А теперь о самом волнующем. Да, Дэн курит, ругается отборным английским матом и занимается сексом на сцене. (сигареты - ненастоящие, в реальной жизни он не курит). Да, он такой же стеснительный, как и 6 лет назад. Да, да, да. Но важно понять, что это роль и не более того. Мастерски сыграная роль. Ну, а теперь посмотрим на материалы, накопленные интернетом за почти три месяца показа постановки. Собственно, мой билет на "Эквус". Алан и Джилл, фото не из пьесы, но с декорациями. Алан, Мартин и судья, фото тоже не из пьесы, но прекрасно показывает декорации и сцену. Дэн и предмет его "страсти" конь Наггет. Конец первого акта, кульминация действия между конём и Аланом. Фотография голого Дэна, вид сзади. Не из пьесы. Фото очень смущённого, но довольного Дэна - конец пьесы - выход под аплодисменты. Пиратское фото из пьесы. Начало любовной сцены между Аланом и Джилл. Ключевой момент. Пиратское фото из пьесы. Именно в этот момент герой Рэдклиффа ничего "не смог". Детям желательно не смотреть. Теперь видео из пьесы: Первая встреча Алана с лошадью. Незнакомец взял его покататься, а отец стаскивает силой ребёнка с лошади, при этом психически травмируя его. Смотрим тут. Разговор Алана и Мартина, и флешбек. Неподвижные фигуры - персонажи "вне" флешбэка. Смотрим тут. Репортаж НТВ об "Эквусе". Смотрим тут. "Титры". Аплодисменты каждому из участников пьесы. Смотрим тут. Дэн раздаёт автографы после представления. Смотрим тут. Ну и крохотное, но качественное видео, где Джилл говорит об Алане. Смотрим тут.
Источник: http://owlpost.ru |